Баранова Людмила Васильевна «МБДОУ Детский сад им. Ю.А.Гагарина»
|
Рабочая программа кружка «Игралочка» для детей 2–3 лет Воспитатель: Баранова Л.В.Рабочая программа кружка «Игралочка» для детей 2–3 лет Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. В программувключены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др., которые ребенок может освоить в игровых занятиях). Актуальность Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия его формирования представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, и величине. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения, позволяющие шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаниях. Дидактическая игра приобретает всё большее значение, однако в практике воспитания детей она ещё используется недостаточно. Между тем, наряду с использованием представлений о форме, цвете, величине и др., она составляет одну из основ умственного воспитания, всестороннего развития и формирования познавательных способностей ребёнка. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребёнку. Цель: формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактической игры. Задачи: 1. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 2–3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями. 2. Формировать сенсорные представления детей 2 – 3 лет о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. 3. Обогащать знания детей способам обследования предметов. 4. Познакомить детей с дидактическими играми и приемами игры на них. 5. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей. Принципы построения программы: 1. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка. 2. Принцип системности коррекционных и развивающих задач. 3. Принцип единства диагностики и коррекции. 4. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком. 5. Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации. Интеграция образовательных областей: • Социально - коммуникативное развитие; • Физическое развитие; • Познавательное развитие; • Речевое развитие. Используемые методы и приемы работы с детьми: Приемы: 1. Различные формы обучения детей 2. Игровой прием конструирования и моделирования 3. Игровые приемы: (дидактические игры, динамические паузы, физкультминутки). Методы: 1. Словесный (разучивание пальчиковой гимнастики). 2. Практический (показ способов действия с предметами). 3. Наглядный (рассматривание дидактических пособий, предметов). Форма организации детей: подгрупповая, групповая, индивидуальная. Длительность занятий: 10 минут. Ожидаемые результаты: 1. Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый. 2. Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат). 3. Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка). 4. Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть. 5. Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке. 6. Дети собирают разрезные картинки из 3-4 фрагментов. Материалы и оборудование: Разрезные картинки, игрушки и игры с уголка сенсорики; круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; шары разного цвета; музыкальные инструменты; муляжи овощей; мешочек для д/и «Волшебный мешочек». Содержание программы Сентябрь Адаптационный период Создание предметно-развивающей среды для сенсорного развития. Установление контакта с каждым ребенком. В период адаптации проводятся разговоры с детьми, показ игрушек-забав, организация занимательной деятельности с отдельными детьми и по подгруппам в соответствии с желаниями детей. Диагностика. Заполнение диагностических карт. Октябрь 1 неделя Д/игра «Разложи фигуры по цвету». Цель: закреплять представления об основных цветах. Рассматривание картинок «Игрушки». Цель: закреплять умение называть красный и синий цвета. Д/и «Чудесный мешочек». Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы. Д/игра «Собери матрешку». Цель: учить детей устанавливать отношение предметов по величине. Игра «Догони мяч. Цель: закреплять понятие большой и маленький; учить слышать задание, соотносить слово с предметом и действием 2 неделя Д/игра «Собери пирамидку из колец». Цель: закреплять представления об отношениях по форме, учить располагать в порядке убывания из 3-4 колец. Д/у «Спрячь шарик в ладошках». Цель: соотносить действия с величиной Пальчиковая гимнастика «Игрушки. Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук. Д/игра «Разложи фигуры по цвету». Цель: закреплять представления об основных цветах. Д/и «Собери картинку». Цель: Учить складывать картинки из 3 частей. 3 неделя Овощи. Д/и «Собери овощи». Цель: познакомить детей с формами: круг и овал; учить обследовать геометрические фигуры. Рассматривание иллюстраций «Овощи». Цель: закреплять умение узнавать и называть зелёный цвет, закреплять красный, синий, жёлтый цвета; закреплять знание круглой формы. Д/и «У кого такая же?». Цель: закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии. Рассматривание картинок «Овощи». Цель: закреплять умение узнавать и называть цвета; закреплять знание круглой и овальной формы. Работа со стержнями для нанизывания цветных колец. 4 неделя Фрукты Д/и «Собери фрукты по цвету». Цель: учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет. Д/игра «Чудесный мешочек». Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы. Работа с цветными прищепками Д/и «Найди такую же». Цель: учить детейгруппировать предметы, имеющие одинаковый цвет. И/у «Что ты пробовал? (покажи, скажи)». Цель: развивать вкусовые ощущения. Д/игра «Выложи по образцу». Цель: вырабатывать у детей умение расположение фигур на плоскости по заданным признакам (цвет, величина). Ноябрь 1 неделя Осень Д/и «Разложим листочки на подносе». Цель: сравнивать предметы по величине; продолжать учить различать предметы по размеру, сравнивать (такой – не такой, такой же). И/у «Листопад». Цель: закрепить цвета зеленый, желтый, красный. Д/и «Собери бусы». Цель: учить чередовать предметы по форме. П/и «Мы топаем ногами…». Работа с сортировочным ящиком с прорезями разной формы. 2 неделя Осень Д/игра «Чудесный мешочек». Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы. Д/и «Кому какой?». Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по цвету. 3 неделя Дикие животные Д/и «Сложи бочонки». Цель: закреплять умение устанавливать соотношения предметов по величине. И/у «Бусы для белочки». Цель: формировать представление о диких животных (зайце, белке, медведе). Д/и «Лесные детишки» Цель: закреплять понятия «большой – маленький, длинный – короткий, быстрый – медленный». Д/и «Что привез Мишутка?» Цель: совершенствовать представления о геометрических формах. 4 неделя Домашние животные Д/и «Что подарим?». Цель: закреплять представления о шести цветах спектра, учить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов. Д/и «Кому какой?». Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине. И/у «Собери картинку» Цель: Учить складывать картинки из 3 частей. Д/игра «Выложи по образцу». Цель: вырабатывать у детей умение расположение фигур на плоскости по заданным признакам (форма, цвет). Логоритмическое упражнение «Кошечка» Цель: развитие координации речи с движением. Декабрь 1 неделя Птицы Д/и «Чудесный мешочек». Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы. Д/игра «Найди такую же птичку». Цель: учить детей находить два предмета одинаковой величины. Д/и «Покормим птичек». Цель: вырабатывать у детей умение расположение фигур на плоскости по заданным признакам (цвет, величина). Работа с сортировочным ящиком с прорезями разной формы. Пальчиковая гимнастика «Птичка». 2 неделя Мой дом И/у «Сравни». Цель: закреплять в активном словаре детей понятия «большой, маленький»; уточнить представления о цвете, форме и качестве предметов: продолжать соотносить предметы по величине. Работа с разноцветной мозаикой. Д/и «Башня из кубов». Цель: учить детей сравнивать несколько объектов по величине и располагать их по убывающей величине. Конструктор «Чья конструкция выше?». Д/игра «Чередование домов». Цель: совершенствовать умение детей сравнивать предметы по цвету. 3 неделя Посуда Д/и «Чайная посуда». Цель: Закреплять знание основных цветов; учить соотносить предметы разные по свойствам; учить осуществлять выбор из предметов двух разновидностей. Д/и «Найди такую же». Цель: учить детей группировать предметы, имеющие форму. Д/и «Собери картинку». Цель: Учить складывать картинки из 3 частей. Д/игра «Найди такую же чашку». Цель: учить детей находить два предмета одинаковой величины путем накладывания. Работа со стержнями для нанизывания цветных колец. 4 неделя Я играю Д/и «Найди игрушку». Цель: закреплять умение ориентироваться в группе, различать и правильно называть признаки «высокий, низкий». Д/игра «Чередование флажков». Цель: совершенствовать умение детей сравнивать предметы по цвету. Работа с конструктором Д/и «Игрушки для Оли и Коли». Цель: продолжать учить различать и называть цвета; определять свойства предметов (мягкий, колючий, гладкий, шершавый, тёплый, холодный). Д/игра «Кому какой?». Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине. Январь 1 неделя Новый год И/у «Что звучит?». Цель: учить определять на слух звучание музыкальных инструментов, правильно их называть. Д/и «Разложи снежинки». Цель: учить детей располагать предметы по убывающей величине. И/у «Снеговик» (разрезная картинка). Цель: учить складывать картинки из 4 частей. Д/игра «Чередование снежинок». Цель: совершенствовать умение детейсравнивать предметы по форме, величине. 2 неделя Зима И/и «Маленькие и большие ножки идут по дорожке». Цель: учить понимать слова «длинная, короткая». Д/и «Где спрятался предмет?». Цель: закреплять умение ориентироваться в группе, различать и правильно называть признаки «высокий, низкий, большой, маленький». Д/и «Чудесный мешочек». Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы. Д/игра «Кому какой?». Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине Работа с сортировочным ящиком с прорезями разной формы. 3 неделя Зима Д/и «Собери узор». Цель: закреплять умение устанавливать соотношения предметов по величине. Д/игра «Кому какой?». Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по цвету. Д/и «Зима». Цель: закреплять понятия «большой – маленький, длинный – короткий, быстрый – медленный». Д/и «Подарки». Цель: совершенствовать представления о геометрических формах. 4 неделя Зимние забавы Д/игра «Сложи снеговика». Цель: упражнять детей в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом. Д/и «Разложи снежинки». Цель: учить детей располагать предметы по убывающей величине. Работа с цветной мозаикой февраль 1 неделя Мои друзья Д/и «Что подарим?». Цель: закреплять представления о шести цветах спектра, учить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов. Д/и «Кому какой?». Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине. Конструктор «Чья конструкция длиннее?». И/у «Собери картинку». Цель: Учить складывать картинки из 3 частей. Д/игра «Выложи по образцу». Цель: вырабатывать у детей умение расположение фигур на плоскости по заданным признакам (форма, цвет). 2 неделя Одежда Д/и «Оденем куклу». Цель: Учить понимать слова «такой – не такой», «разные», группировать по цвету, находить пару (варежки, носочки, сапожки). Д/игра «Выложи по образцу». Цель: вырабатывать у детей умение расположение фигур на плоскости по заданным признакам (цвет, величина). Рассматривание картинок по теме «Одежда» и название, какого цвета. Д/и «Что нужно куколке красавице?». Цель: дать детям представление о том, что цвет – признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения. И/у «Будь внимательным». Цель: обучать группировать предметы по цвету, закреплять название основных цветов (красный шарф, красная майка и т. д.) 3 неделя Одежда Д/и «Разные варежки и шапки, шарфы». Цель: продолжать развивать представления детей о форме, величине, цвете. И/у «Спрячь шарик в ладошках». Цель: соотносить действия с величиной Работа с сортировочным ящиком с прорезями. Работа с цветными палочками. И/у «Разрезная картинка». Цель: учить складывать картинки из 4 частей. 4 неделя Обувь Д/и «Парные картинки». Цель: продолжать учить понимать слова «такой – не такой», «разные», «такой же», группировать по цвету, находить пару. Д/и «Двойняшки». Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков. Д/и «Найди такой же сапог». Цель: учить детей находить два предмета одинаковой величины и цвета. И/у «Будь внимательным». Цель: обучать группировать предметы по цвету, величине. Март 1 неделя Д/и «Найди что-нибудь круглое». Цель: закреплять представления о формах, учить подбирать фигуры по образцу. Д/и «Здравствуй, паровозик». Цель: учить раскладывать вагончики от большого к маленькому. Д/и «Подбери машинку по цвету». Цель: Закреплять умение группировать объекты по цвету и обучать детей соотносить разнородные объекты по цвету. Кубики «Построй, как я». Цель: закреплять представления о цветах, о величине предметов. 2 неделя И/у «Будь внимательным». Цель: обучать группировать предметы по цвету, закреплять название основных цветов. Д/и «Кому какой?». Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по форме. И/у «Большие и маленькие мячики». Цель: продолжать различать цвет и величину (большой – маленький); развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова. 3 неделя Весна Д/и «Двойняшки». Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков. Д/и «Найди вазу». Цель: продолжать формировать умение различать цвета; учить совмещать цветок с вазой; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо; развивать мелкую моторику пальцев рук. Д/и «Кому какой?». Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине, цвету. И/у «Разрезная картинка». Цель: учить складывать картинки из 4 частей Работа с сортировочным ящиком с прорезями разной формы. 4 неделя Весна Д/и «Найди такой же цветок». Цель: учить детей выделять величину предмета, отвлекаясь от других его признаков. И/у «Спрячь шарик в ладошках». Цель: соотносить действия с величиной И/у «Разрезная картинка». Цель: учить складывать картинки из 4 частей. Апрель 1 неделя Мебель И/у «Будь внимательным». Цель: обучать группировать предметы по цвету, закреплять название основных цветов (красный шарф, красная майка и т. д.). Д/и «Стол и стул». Цель: совершенствовать умение определять величину предметов; развивать мелкую моторику пальцев рук. Д/и «Разложи по росту». Цель: учить детей располагать предметы по убывающей величине. Д/и «Найди пару». Цель: учить детей находить предметы одной формы. 2 неделя Мебель Д/игра «Найди такой же шкаф». Цель: учить детей находить два предмета одинаковой величины и цвета. Д/и «Какая мебель». Цель: закреплять представления о шести цветах спектра, учить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов. Конструктор «Собери конструкцию из деталей» (цвет задает педагог). 3 неделя Цветы Д/и «Разложи цветы». Цель: учить детей располагать предметы по убывающей величине. Д/и «Найди пару». Цель: учить детей выделять цвет предмета, отвлекаясь от других его признаков. Работа с сортировочным ящиком с прорезями разной формы. Д/и «Двойняшки». Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков. Д/и «Найди вазу». Цель: продолжать формировать умение различать цвета; учить совмещать цветок с вазой; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо; развивать мелкую моторику пальцев рук. 4 неделя Семья Д/и «Друзья». Цель: учить детей выделять цвет предмета, отвлекаясь от других его признаков. Д/и «Закрой окошко». Цель: учить сравнивать, рассматривать геометрические фигуры. Д/и «Чей коврик лучше». Цель: развивать зрительное восприятие плоскостных фигур. Май 1 неделя Мп/игра «Запомни свой цвет». «Геометрическое лото». Цель: учить сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать по образцу. Д/и «Двойняшки». Цель: учить детей выделять цвет предмета, отвлекаясь от других его признаков. И/у «Посмотри». Цель: обучать группировать предметы по форме. Работа с конструктором. 2 неделя Д/игра «Чудесный мешочек». Цель: продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы. Д/и «Какой?» Цель: закреплять понятия «большой – маленький, длинный – короткий, быстрый – медленный». Работа с сортировочным ящиком с прорезями разной формы. 3 неделя Д/и «Двойняшки». Цель: учить детей выделять цвет предмета, отвлекаясь от других его признаков. Д/и «Кому какой?». Цель: упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по форме. И/у «Разрезная картинка». Цель: учить складывать картинки из 4 частей Пальчиковая гимнастика повторение. 4 неделя Диагностика Список используемых источников. 1. Аскарина, Н. М Воспитание детей раннего возраста [Текст]: учебное пособие/ Н. М. Аскарина – М: Просвещение, 1998. – 264с. 2. Башаева, Т. В. Развитие восприятия детей. Форма, цвет, звук М. Г. [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов /Т. В. Башаева. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 237с. С. 4 – 14. 3. Важова, С. А. Сенсорное развитие в младшей группе. [Текст]: С. А. Важова // практический журнал Воспитатель дошкольного Образовательного Учреждения. - 2008.- №11.- стр51. 4. Карпухина, Н. А. Знакомство с окружающим миром. [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Н. А. Карпухина. – Воронеж: Т. Ц. «Учитель», 2008.- 201с. 5. Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей. [Текст]: популярное пособие для родителей / Н. В. Новотворцева. – Ярославль: «Академия развития», 1997.- 235с. б. 6. Павлова, Л. Н. Раннее детство: познавательное развитие. [Текст]: методическое пособие / Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова. - М: Мозаика – Синтез, 2006.446с. С126 – 138. 7. Пилюгина, Э. Г. игры – занятия с малышом от рождения до трёх лет. [Текст]: «библиотека воспитателя» /Э. Г. Пилюгина. - М: Мозаика- синтез. -2007.-116с. 8. Пилюгина, Э. Г. Сенсорные способности малыша. [Текст]: учебное пособие / Э. Г. Пилюгина. - М: просвещение, 2005.- 116с. С80- 104. 9. Смирнова, Е. игры, развивающие мышление. [Текст]: Е. Смирнова // дошкольное воспитание. - 2009№4.- стр. 22- 32. 10. Янушко, Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. [Текст]: методическое пособие /Е. А. Янушко. -М: Мозаика – синтез, 2009.- 65с. С. 3 – 11. Земцова, О. Н. Умные книжки. [Текст]: «Тесты для детей» 2 – 3 лет/ О. Н. Земцова. - М: «Издательская группа АТТИКУС», 2008. 12. Колесникова, Е. В. Две книги в одной. [Текст]: лицей для малышей 2 – 3 лет, тесты для детей 3 лет/Е. В. Колесникова. - М: издательство ЮВЕНТА, 2006. – 47с. С18 – 22. 18 июля 2018 в 19:53
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.