Баранова Людмила Васильевна «МБДОУ Детский сад им. Ю.А.Гагарина»

Перспективный план по самообразованию «Сказка, как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников 3-4 лет» в группе «Бабочки» за период 2018-2019г.г. Воспитатель: Баранова Л.В.

Содержание

 

Введение.

Многие дети не умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей со сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению.

 

Пояснительная записка

«Сказка - это зернышко, из которого прорастает

эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений».

(В. А. Сухомлинский)

Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка.

Цель сказки не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намек» сказки и правильно донести ее смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.

Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Актуальность

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с раннего возраста необходимо показывать малышу нравственную суть каждого поступка.

Постановка проблемы

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. 

Цель:

1. Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.

2. Способствовать речевому развитию детей четвертого года жизни, творческих способностей.

Задачи: 

1. Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
 2. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

3.Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
 4. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
 5. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
 6. Составить методические рекомендации по работе с народными сказками для воспитателей младших групп.

 

Предполагаемый результат

Проявление интереса к участию в совместных подвижно-дидактических развивающих играх, с интересом слушать сказки в исполнении воспитателя с одновременным показом настольного театра, отвечать на вопросы о последовательности событий в сказке, рассматривать иллюстрации к художественному произведению, выполнять построение

башни для персонажей сказки соответственно их величине, участвовать при                                                       создании индивидуальной композиции в рисунке к сказкам, участвует в выставке детских работ.

 

Срок работы над темой: сентябрь – май 2018-2019 учебного года.

Сентябрь

· Подбор методической и художественной литературы.

· Изготовление пособий, лепбук «Путешествие по сказкам».

· Подбор дидактических, подвижных, малоподвижных, сюжетно - ролевых игр.

· Рассматривание иллюстраций к сказкам.

· Подвижные игры: «Кот и мыши», «Наседка и цыплята».

· Консультация «Сказка в жизни вашего ребенка».

Октябрь

· Работа с интернет – ресурсами для изучения передового опыта педагогов по изучению проблемы воспитания нравственных качеств  дошкольников.

· Чтение русских народных сказок: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», стихотворений, потешек, загадок о героях сказок.

· Просмотр мультфильмов: «Колобок», «Курочка Ряба».

·  Прослушивание аудиозаписи сказки «Репка».

·  Рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам.

· Показ кукольного театра «Колобок».

· Лепка «Колобок».

· Аппликация «Колобок катится по дорожке».

· Игровые упражнения:

o «Пройти по дорожке колобка» - упражнять в ходьбе по ограниченной площади, развивать чувство равновесия, ловкость, глазомер.

o «Колобок» - закреплять у детей умение становиться в круг, постепенно расширять и сужать его.

o «Догони колобка» - приучать бегать в разных направлениях, не задевать друг друга, ловить мяч, развивать внимание и выдержку

· Разучивание песенки колобка.

· Использование раскрасок к сказке «Колобок».

Ноябрь

· Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми»

· Создание картотеки сказок для работы с детьми.

· Наглядно-информационное сотрудничество «Что и как читать дома детям».

· Показ спектакля настольного театра «Курочка ряба».

· Подвижная игра «Курочка и цыплята».

· Знакомство с потешкой «Курица-красавица у меня жила».

· Использование раскрасок к сказке «Курочка Ряба»

· Прослушивание звукозаписей детских сказок.

· Рассматривание иллюстраций к сказкам. Дидактическая игра: «Скажи какая сказка».

· Выставка рисунка детей и их родителей "Мой любимый сказочный герой"

Декабрь

· Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками и дисками.

· Чтение сказки "Теремок" и дидактическая игра "Найди знакомого героя сказки"

· Самостоятельная игровая деятельность детей. Игровое упражнение: «Построим дом для
сказочных героев».

· Беседа: «Каким бывает сказочный дом для животных?», «Как его будете строить?», «Кто будет в нем жить?»

· Родительское собрание: «Сказка ложь – да в ней намек».

Январь

· Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».

· Применять цитаты из сказок в режимных моментах.

· Изготовление настольно-печатных игр по мотивам сказок (лото, разрезные картинки, «Парные картинки»).

· Приобщение родителей к изготовлению пальчикового театра.

Март

· Обустроить уголок ряженья.

· Изготовление настольно – печатных игр по мотивам сказок.

· Беседа: «Какие сказки я знаю».

· Аппликация «Закладки для книг» в подарок старшим детям.

· Рисование «Сказочные герои» с использованием штампов.

· Консультация для родителей: «Как выбрать полезную книгу».

Апрель

· Изучение темы: «Роль сказки в воспитании детей».

· Рассматривание иллюстраций к сказкам.

· Д/И «Назови меня».

· Обыгрывание сказки «Репка».

· Разучивание пальчиковой игры «Репка».

· Использование раскрасок к сказке «Репка».

· Презентация: «Какая прелесть эти сказки».

· Обыгрывание сказки «Репка».

· Открытое занятие «Путешествие по сказкам».

Май

· Индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных».

· Отчет по самообразованию.

Используемая литература:

· Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи» М., 2003.

· Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей, средней, старшей, подготовительной группах детского сада. – М. : Мозаика – Синтез, 2012, 2013.

Гурович Л.М. Ребёнок и книга. (Пособие для воспитателя детского сада). С Пб.: Детство - Пресс, 2000.

· Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников// Дошкольное воспитание.2005.- №1. – с. 18-28.

· Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). - М.: Педагогика, 1999.

· Нравственное воспитание на современном этапе. (Материалы конференции). - М.: МГПУ, 2001.

· От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования./Под ред.Веракса Н.Е. 2014 – 368с.

· Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.- М.: Мозайка-Синтез, 2010.

21 ноября 2018 в 18:08

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.