Баранова Людмила Васильевна «МБДОУ Детский сад им. Ю.А.Гагарина»
Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 15955.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Людмила Баранова (УИ №817762, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. |
Отчёт по самообразованию в младшей группе на тему: «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников 3-4 лет» в группе «Бабочки» за период 2018-2019 г.г.В 2018-2019 учебном году мною была выбрана тема для самообразования: «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников 3-4 лет». Выбрав эту тему, поставила следующие задачи: 1. Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
3.Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
Приступая к работе по данной теме, я ознакомилась с методической литературой. Отбор фольклорного материала осуществляла в рамках тематических разделов Программы, учитывая возрастные особенности детей. Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей. Следующий метод, используемый мной рассказывание, т.е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Для закрепления знаний использую дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины, дидактические игры. Например: «Отгадай мою сказку», «Один начинает – другой продолжает», «Откуда я?» (описание героев) и другие. Приемы используемые для формирования восприятия сказки. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ. Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, повторяю. Из большой сказки повторно зачитываю отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.
Подготовила презентацию для детей «Угадай сказку», «Угадай героя», «Кто как кричит?». Изготовила лепбук «В гостях у сказки», с интересными по возрасту дидактическими играми. Если после первого чтения сказка уже понята детьми, я использую ряд дополнительных приемов, которые усиливают эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками. Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа.
Использовала словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.
Иллюстрации показываю детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения. Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время заключительной беседы акцентировала внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.
Совместная работа с родителями. Познакомила с предметно-развивающей средой группы, составила план пополнения РСП). Информировала родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей 3- 4-го года жизни. Информацию представляла в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения.
Провели индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «Воспитание и книги». Совместно с родителями пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками для прослушивания, также родители, у которых сохранились книги их детства приносили в группу, пополнили театральный уголок к русским народным сказкам по нашему возрасту. Вместе с родителями устраиваем выставки работ детей и родителей: «Наши любимые сказки». Таким образом, всю работу по развитию у дошкольников нравственных качеств средствами сказки провожу совместно с родителями.
Сказка в системе нравственного воспитания
· Дружба помогает победить зло («Зимовье»). · Добрые и миролюбивые герои побеждают («Волк и семеро козлят»). · Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить -можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. · Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка». Результат: · Дети научились понимать смысл сказок. · Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя. · Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль. · Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей.
Вывод.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
21 мая 2019 в 20:00
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.