Баранова Людмила Васильевна «МБДОУ Детский сад им. Ю.А.Гагарина»

Перспективный план по самообразованию «Использование занимательного игрового материала при формирования элементарных математических представлений у дошкольников» в группе «Бабочки» за период 2019-2020г.г.

Содержание

 

Введение.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Я выбрала работу по ознакомлению детей с математикой в занимательной форме, так как считаю, что занимательный материал способствует успешному освоению математических понятий в будущем.

 

Пояснительная записка

В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка.  В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре, каких – либо иных целей, чем играть.

Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическим: (действия в перекладывании, подборе) и мыслительным (обдумывание хода, предугадывание результата, предложение решения).

В связи с этим ребят побуждают к более или менее самостоятельному выявлению свойств и отношений математических объектов. Педагог ставит перед детьми вопросы, требующие поиска. Он подсказывает, а если требуется — показывает, что нужно сделать, чтобы найти на них ответ.

Актуальность

В течение всей жизни человек формируется и развивается в деятельности. Дошкольный возраст – короткий, но очень важный период становления личности: именно в это время ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающем его мире и у него вырабатываются навыки адекватного поведения. Первостепенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, т. к. математика необходима как для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач и, конечно, для успешного обучения в школе.

Постановка проблемы

Проводя непосредственную образовательную деятельность (ФЭМП) я заметила, что не все дети ясно и четко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты. Дети допускают ошибки в счете, многие не знают геометрические фигуры. Изучая новую педагогическую литературу, я пришла к выводу что, используя, различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе я смогу исправить проблемы знаний у детей.

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников через игровые приемы.

Задачи самообразования:

1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по данной теме.

2. Разработать и подобрать дидактические игры, задания игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.

3. Разработать систему занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием игровых приемов.

4. Повысить компетентность родителей в значимости дидактических игр по математике для детей дошкольного возраста.

Предполагаемый результат

 

1. Расширение знаний детей об элементарных математических знаниях.

2. Умение анализировать работу.

3. Активизация  познавательной деятельности воспитанников, посредством вовлечения их в самостоятельные поиски решения тематических задач. 

4. Формирование положительного отношения к труду.

5. Повышение уровня самообразования посредством изучения литературы, информационных интернет ресурсов и опыта коллег.

6. Активизация родителей в совместную творческую деятельность.

7. Развитие творчества, инициативы, самостоятельности в процессе продуктивных видов деятельности.

8. Формирование способности к самообучению, саморазвитию, самовыражению.

 

План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год

Сентябрь

· Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом.

· Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играм.

· Подготовка картотеки презентаций для детей по ФЭМП.

· Подбор математических сказок для дошкольников.

· Создание картотеки дидактических игр по работе с блоками Дьенеша.

· Создание картотеки дидактических игр по работе со счетными палочками.

· Изготовление индивидуального набора для детей геометрических фигур и такого же набора для воспитателя, только большего по размеру на магнитах.

· Подбор заданий индивидуальных заданий на развитие мелкой моторики.

· Подбор раскрасок с геометрическими фигурами «Раскрась в нужный цвет».

· Подбор заданий по нахождению отличий.

Октябрь

· Дидактическая игра «Сложи из треугольников».

· Изготовление дидактической игры «Цветное лото».

· Дидактическая игра «Подбери по цвету».

· Чтение математической сказки «В стране Математике».

· Индивидуальные задания на развитие мелкой моторики.

· Раскраски с геометрическими фигурами «Раскрась в нужный цвет».

· Задания по нахождению отличий.

Ноябрь

· Чтение сказки-задачки.

·  Д/и «Сосчитай и назови цифру».

·  Д/и «У кого такая же».

· Д/и «Математические пазлы».

·  Д/и «Собери целое».

· Д/и «Какой цифры не стало».

· Индивидуальные задания на развитие мелкой моторики.

· Раскраски с геометрическими фигурами «Раскрась в нужный цвет».

· Задания по нахождению отличий.

 

Декабрь

· Математический кубик «Назови похожий предмет» «Повтори столько же раз».

·  Игра «Фигуры из счетных палочек».

·  Игра «Разложи в фигуры по образцу».

·  Головоломки со счетными палочками.

·  Игры с использованием блока Дьенеша.

· Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

· Индивидуальные задания на развитие мелкой моторики.

· Раскраски с геометрическими фигурами «Раскрась в нужный цвет».

· Задания по нахождению отличий.

 

Январь

· Игра «Разноцветные дорожки».

· Игра «Собери фигуру по образцу».

· Дидактическая игра «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него).

· Дидактическая игра «Подбери нужную картинку по цвету и форме».

· Индивидуальные задания на развитие мелкой моторики.

 

Февраль

·  Консультация для родителей «Математика вокруг нас».

· Дидактическая игра «Подбери ключик к замочку».

·  Дидактическая игра «Помоги Лунтику найти геометрические фигуры».

· Дидактическая игра «Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным).

· Индивидуальные задания на развитие мелкой моторики.

 

Март

· «Соберем транспорт» игры с использованием блоков Дьенеша

· Дидактическая игра «Волшебные дорожки».

· Игра «Художники».

· Дидактическая игра «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг).

· «Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.).

· Индивидуальные задания на развитие мелкой моторики.

Апрель

· Игровое упражнение «Разложи предметы по форме»

· Игры с использованием блока Дьенеша «Угощение для медвежат»

· Развивающая игра «Найди отличия».

· Индивидуальные задания на развитие мелкой моторики.

Май

· Придумывание сказок про геометрические фигуры. Совместное создание сборника сказок.

· Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием: игра «Не промочи ноги» — можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (треугольник или квадрат); «Чья команда быстрее найдёт предметы?» (разной формы).

· Индивидуальные задания на развитие мелкой моторики.

· Мониторинг.

Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.

Список литературы:

· Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

· А. Белошистая «Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей». Дошкольное воспитание-2000-№2

·  Вавилов, Ю. П. Игры для внимательных и сообразительных. – Ярославль 2000. – с. 122.

·  Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М: Просвещение 1989.

·  Бачурина В. Развивающие игры для дошкольников. — М.: Лада, Москва, 2007 г.

·  Е. Н. Михина «Развивающие игры для детей 2-7 лет» Волгоград: Учитель, 2013.

17 сентября 2019 в 20:18

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.