Баранова Людмила Васильевна «МБДОУ Детский сад им. Ю.А.Гагарина»

Рабочая программа кружка для детей 4-5 лет «Маленькие фантазеры» в группе «Бабочки» за период 2019-2020г.г.

Пояснительная записка

Программа кружка по аппликации 

Программа кружка по аппликации художественной ориентации, направлена на развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков в творческой деятельности. Программа построена на основе принципа непрерывности и постепенного усложнения содержания учебного материала.

Актуальность

В настоящее время существует проблема эстетического воспитания дошкольников, которая предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков в творческой деятельности.

Аппликация в детском саду — эффективное средство познания действительности. Она помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. Аппликация важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.

В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую, создавать из кусочков рваной и комков мятой бумаги выразительные образы; приклеивать вырезанные воспитателем бумажные формы, создавая при этом выразительные образы.

Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.

Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем.

Сформированные в раннем возрасте навыки и умения в сравнении и сопоставлении, нахождении одинакового и отличительного, выделении главного способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе

 Кружок «Маленькие фантазеры» я вела в прошлом году. Видя заинтересованность детей, хорошие результаты решила продолжить данный кружок.

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.

Основные задачи:

· формировать умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;

· продолжать учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок);

· продолжать учить работать с нетрадиционным материалом при создании аппликации; работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой; работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции);

· развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер; речевых навыков, фантазию, эстетическое и цветовое восприятие;

· воспитывать навыки аккуратной работы с бумагой, желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.

Ожидаемые результаты.

В результате реализации кружка удастся:

· сформировать у детей изобразительные навыки и умения в соответствии с возрастом;

· положительно повлиять на развитие эстетического восприятия мира, природы, художественного творчества детей, познавательных и коммуникативных способностей.

· Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

· Организация выставок детских работ для родителей.

· Тематические выставки в ДОУ.

· Участие в выставках и конкурсах в течение года.

Организация занятий кружка.

 Количество занятий в неделю 1раз, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в средней группе -25 мин.

 

 

 

 

 

 

Перспективный план

Сентябрь

«Золотой подсолнух»

Цели:

- учить детей создавать красивый образ подсолнуха из разных материалов;

- продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче.

- развивать чувство ритма и композиции.

- воспитывать художественный вкус.

Материалы: основа голубого цвета, пластилин черного и зеленого цвета, семечки, листики желтого цвета, клеенка, салфетка, карандашный клей.

«Мухомор»

Цели:

-  учить отличать съедобные грибы от ядовитых по внешнему виду;

- продолжать знакомить с техникой изготовления аппликаций из крупы и природных материалов;

- развивать память, внимание, мелкую моторику;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, интерес к изобразительной деятельности.

Материалы: сюжетная картинка с изображением грибов, шаблоны грибов на каждого ребенка, основа голубого цвета, клей ПВА, засушенные осенние листья, клеенка, салфетка, клей, одноразовые тарелки.

«Рябина»

Цели:

- формировать умение у детей аккуратно наклеивать детали аппликации;

- закреплять умение работать клеем-карандашом;

- развивать творческую инициативу детей, самостоятельность; умение замечать прекрасное вокруг нас;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе; желание беречь природу.

Материалы: сюжетная картинка с изображением ветки рябины, основа с изображение ветки рябины, красный пластилин, стека, клеенка, салфетка, листья рябины, клей.

«Горох»

Цели:

- продолжать учить детей делать поделку с использованием салфеток, привить любовь и интерес к природе; аккуратно наносить клей на детали работы, формировать навыки работы с салфетками;

- развивать умение детей работать самостоятельно;

- воспитывать доброе отношение к природе.

Материалы: сюжетная картинка с изображением гороха, основа с изображением ветки гороха, листики гороха, заготовка стручков, салфетки. клей ПВА, ножницы, клеенка, салфетка, листья, клей.

Октябрь

Коллективная работа «Лев- «царь» зверей»

Цели:

- учить создавать фигуру льва на основе;

- закреплять и обобщать знания детей о животных, обитающих в жарких странах (львах); умение правильно и аккуратно склеивать отдельные части;

- воспитывать любовь и бережное отношение к диким животным.

Материалы: сюжетная картинка с изображением животных Африки, основа с изображением прямоугольника, вырезанная голова льва, клеенка, салфетка, листья, клей, салфетки желтого цвета.

«Лисичка-сестричка» (природный материал)

Цель: 

-  учить детей изображать в аппликации предмет из нескольких частей;

- закреплять умение держать правильно ножницы, разрезать ими, аккуратно наклеивать детали;

- развивать мелкую моторику, воображение;

- воспитывать позитивное отношение к природе.

Материалы: иллюстрация с изображением лисы, клей, салфетки, основа для работы, заготовки для глаз (круги черного и белого цвета) и носа (чёрный овал), кленовые и березовые листья, карандаш черного цвета, ножницы.

«Стрекоза»

Цель

- продолжать учить сочетать в аппликации разные материалы для более красочного образа стрекозы;

- совершенствовать умения лепить из пластилина, закрепляя приемы лепки;

- развивать познавательный интерес и бережное отношение детей к живой природе (в частности, к насекомым);

-  расширять представления о насекомых, различать по внешнему виду (на примере стрекозы);

- развивать мелкую моторику рук, воображение, творческую способность;

- воспитывать любовь к окружающему миру, воспитывать аккуратность, самостоятельность.
 Материалы: иллюстрация стрекозы, пластилин, семена клена, клеенка, салфетка, листья, клей.

 

 

«Цветы для бабушки и дедушки»

Цель:

- закрепить умение создавать несложную композицию на листе, наклеивать сначала большой цветок затем средний и маленький,

- развивать мелкую моторику пальцев рук, пространственное воображение, глазомер, абстрактное мышление, развивать способности следовать устным инструкциям; развивать творческий интерес к работе, логическое мышление; воспитывать терпение, усидчивость, трудолюбие;

- воспитывать аккуратность, вкус.

Материалы: основа для работы, шаблон вазы, шаблоны цветов трех размеров, клеенка, салфетка, клей.

Ноябрь

«Поляна цветов»

Цель:

- продолжать формировать знания детей о цветах, формировать умение передавать образ и форму цветка при помощи пластилина с использованием природных материалов;

- формировать умение лепить бутоны цветов из шара способом сплющивания; - развивать у детей мелкую моторику пальцев рук,

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материалы: основа для работы, шаблон вазы, пластилин, семена ясеня, клеенка, салфетка, клей.

«Мороженое»

Цель:

-закреплять названия основных цветов, знания детей о круглой форме, продолжить обучать детей срезать углы с квадратов,

 - закреплять о понятии много, мало, ни одной;

- продолжать учить вырезать круги срезая края, соблюдая технику безопасности;

- развивать мелкую моторику, мышления, внимания и памяти.

- воспитывать аккуратность в работе с бумагой и ножницами.

Материалы: основа для работы, шаблон рожка, пластилин, шаблоны квадратов, посыпка для торта, клеенка, салфетка, клей, ножницы.

Коллективная работа «Подводный мир»

Цель:

- дать представление учащимся о разнообразии подводного мира;

- продолжать учить вырезать треугольники и круги, соблюдая технику безопасности;

- развивать логическое мышление, память, внимание и воображение, творческое мышление, мелкую моторику рук;

- развивать чувство формы и цвета, композиции.

- воспитывать аккуратность, усидчивость, эстетический вкус, бережное отношение к природе и любовь ко всему живому

Материалы: основа для работы, вырезанные разноцветные ладошки, шаблоны квадратов для глаз, шаблоны для вырезания треугольных бантиков, клеенка, салфетка, клей, ножницы.

 

«Цветы для любимой мамочки» (подарок на день Матери)

Цель:

- продолжать обучение детей работе с бумагой, создавать несложную композицию.

- развивать способность четко следовать устным инструкциям воспитателя.

- воспитывать желание, заботиться о маме, радовать ее своими подарками.

Материалы: заготовки травы в виде корзины, шаблоны цветов и их серединки, шаблон бабочки, клей, клеенка, салфетка.

Декабрь

Коллективная работа «Веселые снеговики»

Цель:

- продолжать учить работать с различными доступными материалами;

- продолжать учить вырезать треугольники и круги, соблюдая технику безопасности;

- развивать творческое воображение, фантазию;

- воспитывать усидчивость, аккуратность.

Материал: основа для работы, ватные диски, картон, ножницы, разноцветные прямоугольники, маленький оранжевый треугольник для носа - морковки, клей, тряпочки, клеенка.

«Зайка»

Цель:

- продолжать учить детей располагать детали аппликации на листе бумаги;

- учить вырезать нужные детали из ватных дисков;

- воспитывать усидчивость, внимательность;

- формировать активность и творческое воображение;

Материал: иллюстрация с изображением зайца летом и зимой, ватные диски, клей, салфетки, основа для работы, заготовки квадратов для глаз (круги черного и белого цвета) и носа (чёрный овал), ножницы, клеенка.

 

 

 

«Домик для Снегурочки» (ватные диски)

Цель:

- формировать умение вырезать части домика и наклеивать их;

- продолжать обучение детей работе с бумагой, создавать несложную композицию;

- развивать чувство формы и цвета, композиции;

- воспитывать аккуратность, усидчивость, эстетический вкус.

Материалы: основа для работы, квадраты разных размеров, ватные диски, гофрированный картон, украшения для домика, клеенка, салфетка, клей, ножницы.

«Дед Мороз и Снегурочка»

Цель:

- продолжать учить использовать в работе нетрадиционные материалы;
- закреплять умение работать с клеем, ножницами, соблюдая технику безопасности;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать творческое воображение.

Материалы: основа для работы, квадраты разных размеров, ватные диски, декоративные снежинки для украшения, глазки декоративные,

клеенка, салфетка, клей, ножницы.

Январь

«Зимушка-зима»

Цель:

- расширить представление детей о зиме, о признаках зимы;

- продолжать учить детей наклеивать на основу готовые формы из бумаги, формировать умение делать снежинки с помощью техники обрывной аппликации;

- развивать мелкую моторику рук, аккуратность, внимание, фантазию, творческие способности;

- развивать умение отвечать на вопросы, способствовать активизации речи детей;

-воспитывать любовь к зимнему времени года, к природе, к прекрасному.

Материалы:основа для работы, готовые шаблоны деревьев из салфеток, белая бумага, образец аппликации, иллюстрации с изображением зимних природных явлений, клей, салфетка, клеенка.

«Рукавички»

Цель:

- продолжатьзнакомить с «аппликацией из скрученных салфеток» - нетрадиционной техникой аппликации;

- научить выкладывать картину из полученного материала;

- вызвать интерес к данной технике;

- развивать мелкую моторику руки, воображение, глазомер, внимание.

- воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность.

Материалы:основа для работы, готовые детали варежек, тесьма, белые салфетки, вата, образец аппликации, клей, салфетка, клеенка.

Коллективная работа «На кормушке птички: снегири, синички»

Цель:

- учить детей передавать в аппликации образ птицы, передавать окраску птиц по цвету оперения (снегирисиницы);

- продолжать учить работать ножницами;

- продолжать учить располагать изображения на листе;

- закрепить умение принимать участие в коллективной работе, находить место своему изображению в общей композиции;

- развивать эстетическое восприятие, воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов

- воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.

Материалы:основа для работы, готовые детали кормушек, заготовки птиц, ватные диски, салфетки желтого и красного цвета, вата, образец аппликации, клей, ножницы, салфетка, клеенка.

Февраль

 «Пингвин»

Цель:

- закрепить и расширить знания детей о пингвинах;

- обогащать и активизировать словарь детей;

- учить детей передавать в аппликации образ птицы;

- продолжать учить работать ножницами;

- упражнять в умении аккуратно приклеивать детали;

- развивать речь, память, внимание, мышление, воображение;

- воспитывать интерес и бережное отношение к природе;

- воспитывать усидчивость, терпение, желание доводить начатое дело до конца.

Материалы: картинки пингвинов в природе, основа для работы, готовые детали пингвинов, прямоугольники белого цвета, белые салфетки, заготовки для глаз, клюва, ножницы, клей, салфетки, клеёнки на столы.

Коллективная работа «Кошка»

Цель:

- продолжатьучить в аппликации изображать животных, передавая их образную выразительность;

- развивать у детей мелкую моторику;

- воспитывать радость от восприятия результата общей работы.

Материалы:картинки котов, основа для работы, заготовка кота, газеты, бумага черного и белого цвета, ватные диски, клей, салфетки, клеенка.

Коллективная работа «Веселые осминожки»

Цель:

- показать сходство очертаний осьминога с силуэтом перевернутой ладони;

- создать на работе образы мультфильма;

- развивать восприятие, память, речь;

- воспитывать любознательность, самостоятельность.

Материалы и оборудование: образцы с изображением осьминогов, основа для работы, разноцветные ладошки, квадраты разных цветов, клеенки, клей, салфетки.

 

«Кораблик»

Цель:

- актуализировать знания детей о водном транспорте;

- формировать умение заполнять кусочками шариками из салфеток разного цвета определённую форму, закреплять в самостоятельной деятельности умение составлять красивую композицию;

продолжать развивать моторику рук, мышление, память, речь и воображение детей, эмоциональную отзывчивость;

- воспитывать интерес к художественному творчеству, любознательность, аккуратность.

Материал: иллюстрация с изображением водного транспорта, вырезанные детские ладошки, салфетки голубого и белого цвета, клей, квадраты разных цветов, салфетки, основа для работы, заготовки кораблей, ножницы, клеенка.

 

Март

«Гиацинт в вазе»

Цель:

- обогащать знания об окружающем мире, о цветах, растениях, растущих на территории России;

- формировать умение создавать из бумаги и салфеток образ цветка, используя знакомые способы изготовления;

- оживить впечатления детей о весенней природе, первых цветах;

- побуждать детей к бережному отношению к цветам, растениям, растущим вокруг нас.

Материал: иллюстрации цветов: ландыш, подснежник, тюльпан, нарцисс, мать-и-мачеха, одуванчик, гиацинт. Схема строения цветка. Конверт с письмом. Салфетки, картон, цветная бумага, карандаши, ножницы, клей, кисточка для клея, тарелочки для клея, для мусора, клеенка, тряпочка для клея. Образец готовой работы.

 

«Ландыши»

Цели:

- учить передавать красоту и нежность цветов при помощи нетрадиционной техники салфеточная аппликация: координацию движений, развивать у детей способность к творчеству; воображение; воспитывать аккуратность, развивать речевое общение детей с взрослыми и сверстниками, развивать художественное восприятие, развивать мелкую моторику рук в процессе работы с бумагой, воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы: карточка с изображением ландышей в лесу, клей ПВА, кисточка, бумага красная А4, цветные салфетки.

«Черепаха»

Цели:

- продолжать знакомить детей с видом аппликации в технике «обрывания» и наклеивать их мозаично в пределах заданного контура, выполнять узор из двух цветов;

- способствовать развитию тактильного восприятия, формированию мелкой моторики пальцев рук, чувства формы, закреплять основные цвета;

- воспитывать самостоятельность, инициативность, аккуратность при работе с клеем, терпение, уверенность в своих силах.

Материал: игрушка черепашка, дидактический материал с изображением разного вида черепах: земноводные и пресноводные, основа для работы, заготовки черепах, полоски разноцветной бумаги, клей, клеенка, салфетки.

 

«Божья коровка»

Цели:

- продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации, правильно использовать кисть и клей, салфетку, учить разрезать круг пополам, располагать детали в определенном порядке;

- учить бережно и внимательно относиться к родной природе.

Материалы: зеленый картон, черные круги большие (брюшко, черные круги маленькие (голова) красные круги, черные и белые конфетти для точек и глазок, клей, ножницы, черные фломастеры, игрушка, изображающая божью коровку, крупная иллюстрация.

Апрель

«Разноцветные зонтики»

Цели:

- закреплять навыки работы с бумагой (без помощи ножниц, украшать шаблон зонтика мелкими яркими обрывками цветной бумаги, развивать умения рвать бумагу на мелкие кусочки, развивать мелкую моторику рук и координацию глаз, аккуратно наклеивать, вызвать интерес к созданию яркой работы, воспитывать желание участвовать в творческой деятельности.

Материалы: сюжетные картинки дождливой погоды, белые альбомные листы с контурами зонтиков, цветная бумага, клей - карандаш, тряпочка, клеенка.

«Ракета»

Цели:

- учить детей создавать и вырезать ракеты рациональным способом: делить квадрат на три треугольника (большой треугольник - нос ракеты, два маленьких - крылья);

- совершенствовать обрывную технику: изображать огонь из сопла ракеты.

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира и отражению полученных представлений.

Материалы: листы бумаги чёрного цвета, бумажные формы для вырезания и наклеивания ракет, цветная бумага, ножницы, клей, клеевые кисточки.

 

 «Украсим пасхальное яйцо»

Цели:

- закреплять знания детей о народном творчестве, его истории, о народных и православных праздниках;

- продолжать знакомить детей с элементами аппликации;

- развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов.

Материал: муляжи пасхальных яиц, цветные заготовки из картона, заготовки полосок: прямых, волнистых; геометрические фигуры: овалы, круги, треугольники разных цветов; клей ПВХ, кисти, клеенка, подставки под кисти, раздаточные подносы.

 

«Гусеница»

Цели:

- учить детей располагать предметы на листе в нужном месте;

- развивать доброжелательное отношение к окружающим;

 - закрепление цветов, фигур.

Материал: клей-карандаш, салфетки, цветная бумага,с помощью дырокола сделать из черной бумаги глазки для гусеницы, клей ПВХ, ножницы, кисти, клеенка, подставки под кисти, раздаточные подносы.

Май

 

«Нарциссы - весенние цветы"

Цели:

- закреплять и обобщать приметы ранней весны;
- упражнять в вырезывании одинаковых частей по шаблону из ватных дисков;
- развивать навыки работы с ватными дисками, выполнения аккуратных точных сгибов;
- совершенствовать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию;
- развивать воображение, творчество у детей.
- воспитывать у детей любовь к природе, развивать интерес к познанию природы.

Материал: ватные диски, тонированная бумага  любая для фона, зеленая для стеблей и листьев, крекированная бумага желтого цвета, шаблон лепестка, ножницы, клей ПВА, клей-карандаш.

«Сирень»

Цели:

- закреплять умение детей вырезать детали изображения из бумаги, сложенной вдвое;

- закреплять умение выполнять аппликацию способом скручивания салфетки; развивать мелкую моторику пальцев рук;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: букет сирени в вазе,1/2 цветной бумаги голубого цвета, салфетки бумажные, цветная бумага зеленого цвета, ножницы, клей, кисть, клеенка, салфетка.

 

 

«Муравейник»

Цели:

- познакомить детей с работой нетрадиционными материалами (чайной заваркой) для изготовления муравейника;

- развивать творческие способности, воображение;

- расширить знания детей о муравьях, местах их обитания, характерных особенностях;

- развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы: ватман А3, сухая чайная заварка, клей ПВА, кисточки, цветная бумаги зеленого цвета, чайная заварка сухая.

 

 

Литература

1. Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала», книга для воспитателя детского сада, 2-е издание М, «Просвещение», 2010г.

2. Кошелев В.М., Афонькин С.Ю. «Вырезаем и складываем», Спб, изд. «Кристалл», 2006г.

3. Куцакова Л.В. «Мама, я умею мастерить», М., изд. «Мой мир», 2007г.

4. Лыкова И.А. «Программа «Цветные ладошки»», М., изд. «Цветной мир», 2014 г.

5. Макарова Н.Р «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2007г.

6. Макарова Н.Р. «Тайны бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2008г.

7. Роенко И.П. «Поделки, обереги, картины, открытки, украшения, подарки из природных материалов», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2012г.

8. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки», изд.дом «Федоров», 2000г.

 

 

 

1 октября 2019 в 20:59

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.