Баранова Людмила Васильевна «МБДОУ Детский сад им. Ю.А.Гагарина»

Выступление на Районном Методическом Объединении с опытом работы по теме: «Использование развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» в подготовительной группе «Бабочки»

Использование развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Цель: повышение компетенций педагогов при взаимодействии с элементами развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие элементарных математических представлений.

Задачи:

· Познакомить педагогов с методами, приёмами и правилами взаимодействия с элементами развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие элементарных математических представлений.

· Совершенствовать навыки использования игрового оборудования.

 

(Слайд 1)

Добрый день, уважаемые педагоги!

Сегодня я хочу поделиться с вами своими наработками по использованию игрового занимательного материала по ФЭМП у дошкольников.

Свое выступление хотела бы начать со слов Василия Александровича Сухомлинского: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное, окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Математические игры для детей – это первый шаг к изучению великой науки математики! В нашей группе создан Мини центр занимательной математики. 

В уголок мы поместили занимательный материал, детям обеспечен доступ к игровому материалу. Много ярких развивающих игр привлекают к себе внимание детей. При его организации мы придерживались принципа предоставления ребенку права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей.

Математические игры с детьми проводятся регулярно в течение всего дня, закрепляются во время режимных моментов и в других видах деятельности.

В Миницентре занимательной математики имеются наборы карточек на сопоставление цифр и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, лото буквы-цифры. Представлены различные виды мозаик, пазлы, дидактические игры и упражнения для развития математических способностей детей. Чем радостней для ребенка будет этот первый шаг, тем увлекательней для него будет математика в школьные годы.

(Слайд 2)

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами.

2. Игры – путешествия во времени.

3. Игры на ориентирование в пространстве.

4. Игры с геометрическими фигурами.

5. Игры на логическое мышление.

А сейчас мне хотелось бы рассказать о некоторых играх с которыми мы с удовольствием играем с детьми.

Итак, дидактические игры по обучению количеству и счету в подготовительной группе. 

(Слайд 3)

 

Дидактическая игра «Найди соседей»

В эту игру может играть один игрок или несколько. Можно предложить вариант взаимопроверки.

Дидактическая игра «Цифровое лото»

Дети очень любят играть в коллективные настольные игры. Лото всегда интелесно в любых вариантах.

 

Подвижная игра «Встань на свое место»

Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 10 стульев. Воспитатель раздает всем карточки. Дети пересчитывают количество предметов на картинке и запоминают. По сигналу: «Числа встаньте по порядку», каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу предметов на его карточке.

Подвижная игра «Живые числа»

Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!» - они строятся шеренгу и называют свое число» Водящий проверяет, все ли встали на свои места. Затем дети меняются карточками. Игра продолжается. 

Дидактическая игра «Угадай, какой по счету цветок»

На наборном полотне в ряд воспитатель ставит 7 различных цветков и говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Угадай, который по счету цветок я спрятала?» Посмотрите, сколько всего цветков? Как составлена группа из цветков? выслушав, ответь; детей, объясняет задание: «Постарайтесь запомнить, в каком порядке расположены цветы. Затем 1 цветок я спрячу, а вы скажете, который по счету он был. Кто хочет пересчитать цветы по порядку? Ребенок считает: Первый — голубой, второй - зеленый. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает 1 цветок. Упражнение повторяется несколько раз.

 

(Слайд 4)

Дидактическая игра «Магический квадрат»

Здесь и счет, и логическое мышление. Детям очень нравится.

(Слайд 5)

Дидактическая игра «Посчитай и сравни»

Здесь, предлагаю детям самостоятельно или с товарищем на карточке поставить знак. Мне нравится, когда дети работают в паре, так как при необходимости они помогают друг другу. Проверяя правильность выполнения работы, на доске выставляет правильные знаки.

(Слайд 6)

Дидактическая игра «Подбери правильно гирьки»

Детей очень заинтересовала тема «Весы». Особенно нравится играть с настоящими весами. Можно предложить подобрать правильные гирьки и соответствующие весы. Детям будет интересно проверить свои варианты на настоящих весах.

Логика

(Слайд 7)

Очень важно развивать логическое мышление ребёнка с самого детства. Увлекательные логические игры учат ребёнка сравнивать, анализировать, сопоставлять полученную информацию, а также устанавливать простые закономерности. В дальнейшем умение логически мыслить и рассуждать пригодится ребёнку не только при решении школьных задач, но и поможет в сложных жизненных ситуациях.

Я очень люблю проблемные ситуации, где вместе с детьми мы ищем выход.

Дидактическая игра «Подбери нужную картинку»

В этой игре нужно на пересечении вертикальной и горизонтальной картинки подобрать правильную.

 

(Слайд 8)

Дидактическая игра «Собери по образцу»

Эта игра похожа на предыдущую, усложнение состоит в том, что надо продумать какая картинка находятся на, какая под…

(Слайд 9)

Пазлы «Рыбки», «Сердечки» …

В необычные пазлы дети чаще всего играют парами, остаются стойкие.

Дидактическая игра «Запомни и назови»

Начинали мы с небольшого количества карточек, а теперь справляемся и большим количеством. В этой игре надо парные карточки разложить по рядам одинаковым количеством. Проговорить и запомнить, где какая карточка находится. Затем называть парами. Если не угадал, переход хода.

(Слайд 10)

Дидактическая игра «Сложи из палочек»

 Ребенок по образцу выкладывает из счетных папочек какое - либо изображение или фигуру.

 

Дидактическая игра «Посадим ели»

Воспитатель показывает детям изображение дома и «сажает» возле него ель. Затем предлагает ребятам подобрать ели такой же высоты (из предложенных на подносе) для озеленения двора.

Предварительно уточняет: «Как узнать высоту ели?

(Измерить).

Чем можно измерить высоту ели?

(Палочкой, она будет являться условной мерой).

Как вы думаете, сколько раз уложится счетная палочка в высоте ели?»

Вызванный ребенок измеряет высоту ели (без остатка).

Воспитатель спрашивает у детей: «Чему равна высота ели?

(Двум счетным палочкам).

Какой высоты нужно подобрать ели для озеленения двора?

(Высота ели должна быть равна двум счетным палочкам.)»

Воспитатель уточняет правила измерения: «Приложите меру к основанию ели и отметьте конец меры. К этой точке опять приложите меру. И так до конца ели».

Дети подбирают ели заданной высоты, измеряя их палочкой. Выбранные ели дети наклеивают вокруг дома на ватман.

Очень нравится детям решать простейшие задачи.

1. Во дворе гуляли курица и три цыпленка. Один цыпленок заблудился. Сколько осталось цыплят? А если два цыпленка побегут пить воду, то сколько цыплят останется около курицы?

2. Сколько утят около утки? Сколько останется утят, если один будет плавать в корыте? Сколько останется утят, если два утенка убегут клевать листочки?

3. Сколько гусят на картинке? Сколько останется гусят, если один гусенок спрячется? Сколько останется гусят, если два гусенка убегут клевать траву?

4. Вытаскивают репку дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка. Сколько их всего? Если кошка побежит за мышкой, а Жучка — за кошкой, то кто будет тянуть репку? Сколько их?

5. Дед — первый. Мышка — последняя. Если уйдет дед и убежит мышка, то сколько останется? Кто будет первый? Кто — последний? Если кошка побежит за мышкой, то сколько останется? Кто будет первый? Кто — последний?

 

Дидактическая игра «Докажи»

На доске нарисованы 2 лесенки, одна выше другой на 10 см.  У высокой лесенки 8 ступенек, а у низкой 9, расстояние между ступеньками меньше, чем у высокой.

 Воспитатель обращается к детям: «Какая лесенка выше: левая или правая? У какой лесенки больше ступенек? Почему вы так думаете? Как доказать, что у низкой лесенки ступенек больше, чем у высокой? Чем же отличаются лесенки друг от друга?»

Дидактическая игра «Кто какого роста?»

Воспитатель вызывает 5 детей разного роста и предлагает им встать по росту за ребенком самого низкого роста. Когда дети построятся, задает вопросы: «Кто из детей самого низкого роста? Каких детей он ниже? Кто самого высокого роста? Каких детей он выше? Сравнивает рост детей, стоящих рядом. Кто выше, Коля или Лена? Лена или Вера?» Затем предлагает решить задачи.

1. В старшую группу ходят Юля, Боря, и Маша. Юля выше ростом. Бори. А Боря - выше Маши. Кто из этих ребят самого высокого роста? Самого низкого? Почему вы так думаете?

 2. Коля выше Юли, Наташа - ниже Юли. Кто из детей самого низкого роста? Почему вы так думаете? Расскажите.

 Геометрическая форма

(Слайд 11)

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур.

Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта

Дидактическая игра «Собери по образцу»

Приобретя набор из геометрических фигур, мы поняли, что одного на группу мало. Карточки в наборе представляют три уровня сложности. Дети выбирают свой уровень. Детям очень нравится обыгрыгрывать свои картинки.

(Слайд 12)

Дидактическая игра «Геометрическое лото».

В эту игру мы полюбили играть еще со средней группы. Она так же служит, для запоминания названия геометрических фигур.

Дидактическая игра «Кто больше увидит»

На фланелеграфе в произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагает, как можно больше назвать геометрических фигур, которые были на фланелеграфе. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.

Дидактическая игра «Геометрическое лото».

В эту игру мы полюбили играть еще со средней группы. Она так же служит, для запоминания названия геометрических фигур.

Дидактическая игра «Сложи из палочек»

 Ребенок по образцу выкладывает из счетных папочек какое - либо изображение или фигуру.

Дидактическая игра «Игра с тремя обручами»

Воспитатель предлагает ситуацию в игре с тремя обручами. Устанавливается правило игры, например, фигуры, разложить так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные. Внутри зеленого все треугольники, внутри жёлтого - все большие. Игру с тремя обручами можно повторять много раз, меняя правила игры.

В этой игре мы закрепляет свойства фигур: форма, цвет, размер.

Ориентировка в пространстве

(Слайд 13)

Дидактическая игра «Расскажи про свой узор»

У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу круг, в левом верхнем углу - квадрат, в левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине — треугольник.

 

Дидактическая игра «Путешествие»

Каждому ребенку раздается карточка. Ведущий загадывает определенную картинку и объясняет, как надо двигаться от красной стрелочки, чтобы добраться до нужной нам картинки. Если ребенок делает все правильно, значит дойдет до места.

 

(Слайд 14)

Графические диктанты

Графический диктант помогает детям научиться ориентироваться на листе бумаги, развивает фонетическое и зрительное восприятие, вырабатывает внимательность.

Для подготовки руки к письму необходимы графические умения, которые способствуют развитию моторики рук. Важен здесь и момент пространственного мышления.

На начальном этапе, я предлагала детям на правую руку одевать резинку, что помогало детям легче ориентироваться в сторонах. Теперь дети сами решают. Кто уверен, что справится-не одевают.

Перед началом нашего диктанта, я не говорю, что у нас должно получиться. Это служит небольшой интригой. Готовую работу всегда обыгрываем.

 

(Слайд 15)

Дидактическая игра «Найди отличия»

Игра интересна, когда проходит в форме соревнования. Чтобы легче было считать найденные отличия, дети в ходе игры берут камушки, что облегчает счет.

Дидактическая игра «Пазлы»

Математические пазлы помогают обучению счета. Чем старше дети, тем больше частей картинки. Нумерация помогает, если есть сложности в сборе картинки.

Дидактическая игра «Расскажи о своей картинке»

Детям предлагается выбрать любую картинки и рассказать, что на ней видит, употребляя в речи слова: справа, слева, за, под, сверху, снизу и т.д.

 

Дидактическая игра «Найди нужную картинку».

Используя предыдущие картинки, можно попросить детей отыскать картинку с указанными воспитателем геометрическими фигурами, рассказывая о расположении этих фигур. 

 

Дидактическая игра «Игра с тремя обручами»

Воспитатель предлагает новую ситуацию в игре с тремя обручами. Устанавливается правило игры, например, фигуры, разложить так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные. Внутри зеленого все треугольники, внутри черного - все большие. Игру с тремя обручами можно повторять много раз, меняя правила игры.

Игры на временные представления.

Для того, чтобы объяснить детям о временах года, почему день сменяется ночью, воспитатели используют художественные иллюстрации, сюжетные картинки, дидактические пособия

Дидактическая игра «Времена года»

4 игрока берут карточки с временами года. По сигналу воспитателя им надо встать в правильной последовательности и рассказать о своем времени года.

Дидактическая игра «12 месяцев»

Воспитатель раскладывает карточки изображением вниз и перемешивает их. Играющие выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев» Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Ведущий задает вопросы: «Пятый месяц, как тебя зовут?» Так зовут второй месяц?» Затем задания усложняются: «Январь, придумай загадку о своем месяце. Октябрь вспомни пословицу о своем времени года. Март, ты какой по счету в году? Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года. Апрель, в каких сказках встречается твое время года?» Далее игру можно усложнить. Для этого используется набор картинок с изображением времен года и ярко выраженных сезонных явлений. Играющие рассматривают картинки и выбирают те, которые соответствуют его месяцу или времени года.

Дидактическая игра «Какой сегодня день»

Воспитатель предлагает детям встать в круг я поиграть в игру: «Назови следующий день». Объясняет игровые действия и правила: «Ребенок называет день недели, например, воскресенье, и бросает мяч другому. Тот, поймав мяч, называет следующий день и т. д.2.

Дидактическая игра «Назови пропущенное слово»

 Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих:

- Солнышко светит днем, а луна . . .

- Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой . . .

- Если вчера была пятница, то сегодня . . .

- Если за понедельником был вторник, то за четвергом . . .

Аналогично можно проводить игру о временах года, месяцах.

Дидактическая игра «Назови скорей»

Цель: -формирование знании о днях недели.

Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает мяч кому-либо из детей и говорит: «Какой день недели перед четвергом? Ребенок, поймавший мяч, отвечает «Среда». Теперь он становится ведущим и задает вопрос: «Какой день недели был вчера?» (Назови дни недели после вторника. Назови день недели между средой и пятницей).

Дидактическая игра «Назови части суток»

Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь).

Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза.

Дидактическая игра «Назови пропущенное слово»

Цель: 

-закрепить знания о днях недели.

Материал. Мяч.

 Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих:

- Солнышко светит днем, а луна . . .

 - Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой . . .

- Если вчера была пятница, то сегодня . . .

- Если за понедельником был вторник, то за четвергом . . .

Аналогично можно проводить игру о временах года, месяцах.

(Слайд 16)

Подведем итоги.

Математические развлечения - головоломки, ребусы, лабиринты - интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения.

По мере накопления у детей математических представлений, появляется возможность использовать комбинированные задания, позволяющие детям усваивать новые знания и закреплять уже усвоенные ранее. 


25 апреля 2022 в 16:55

Прикреплённые файлы:

Документ: Выступление на Районном Методическом Объединении с опытом работы по теме: «Использование развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» в подготовительной группе «Бабочки»

Описание файла:

Файл называется: rmo-matematika_5lf6o.pptx

Это официальный файл организации «Баранова Людмила Васильевна «МБДОУ Детский сад им. Ю.А.Гагарина»», в нём содержится Выступление на Районном Методическом Объединении с опытом работы по теме: «Использование развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» в подготовительной группе «Бабочки».

Размер файла: 5,83 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.